Главная » Файлы » Мои файлы |
13.06.2009, 01:07 | |
Обжалование действий государственного исполнителя Предприятие «А» выполнило работы по договору для предприятия «Б». Заказчиком был подписан акт выполненных работ на сумму договора, но расчеты им не были произведены. В мае 2005 г. Хозяйственный суд принял решение о взыскании долга в пользу предприятия «А». В июне 2005 года в адрес исполнительной службы были направлены все документы для принудительного взыскания долга с предприятия «В». С июня до августа 2005 года никаких сообщений об открытии делопроизводства по принудительному взысканию долга от Государственной исполнительной службы предприятие «А» не получило. Не было и поступлений денежных средств на расчетный счет от предприятия «Б». В связи с чем предприятие «А» было вынуждено обратиться в Хозяйственный суд с жалобой о ненадлежащем исполнении Государственной исполнительной службой своих обязанностей. На повторное заседание Хозяйственного суда, состоявшееся в начале сентября 2005 года, представитель Государственной исполнительной службы предъявил судье копию платежного поручения от 05.09.2005 г. о частичной (1/5 часть долга) оплате долга предприятием «Б».
По состоянию на 01.11.2005 г. никаких поступлений денежных средств на расчетный счет предприятия «А» не было.
Да, действительно, отмечает Олег Беликов, сотрудники Государственной исполнительной службы (далее – ГИС) в данном случае отнеслись к исполнению своих обязанностей ненадлежащим образом. И первое нарушение, на которое обращает внимание автор, – это нарушение требований ст. 24 Закона «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), регулирующей вопросы принятия исполнительного документа к исполнению и последующего открытия исполнительного производства (далее – ИП). Согласно положениям этой статьи государственный исполнитель имеет право вынести постановление об отказе в открытии ИП в случае: – пропуска срока исполнительной давности; Далее автор подробно останавливается на нюансах открытия ИП. Он, в частности, отмечает, что открытие ИП осуществляется постановлением, которое государственный исполнитель должен вынести в течение 3-х дней со дня поступления к нему заявления взыскателя (его представителя или прокурора) и исполнительного документа. Копия постановления не позднее следующего дня направляется сторонам ИП и органу (должностному лицу), выдавшему исполнительный документ. Несвоевременное получение этой копии лишает их возможности использовать законные права и может повлечь за собой отложение исполнительных действий на срок до десяти дней. Здесь автор обращает внимание на то, что суды в подобных обстоятельствах зачастую признают такую несвоевременность основанием для отмены дальнейших исполнительных действий. Таким образом, отмечает О. Беликов, «должник имеет возможность затягивать ИП, широко и в полном объеме используя права, предоставленные ему законодателем». На стадии открытия ИП по заявлению взыскателя государственный исполнитель может принять меры, обеспечивающие возможность реального (вещного) исполнения решения. Однако в заявлении взыскателя должны быть изложены обстоятельства, ставящие под сомнение реальность исполнения решения. Постановление об открытии ИП, указывает автор далее, может быть обжаловано сторонами начальнику соответствующего отдела ГИС или в соответствующий суд в десятидневный срок. Предметом обжалования могут быть: – отказ в открытии ИП; Согласно ст. 25 Закона государственный исполнитель обязан совершить исполнительные действия по исполнению решения в течение 6 месяцев со дня вынесения постановления об открытии ИП, а по исполнению решения неимущественного характера – в двухмесячный срок. Таким образом, автор переходит к нюансам защиты прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий. Останавливаясь на таком аспекте, как обращение взыскания на средства должника, размещенные на счетах в банках или иных кредитных организациях, О. Беликов указывает на то, что со вступлением в силу Закона Украины от 10.07.2003 г. № 1095-IV «О внесении изменений в законы Украины "О государственной исполнительной службе” и "Об исполнительном производстве”» государственному исполнителю предоставлено право самостоятельно совершать исполнительные действия по обнаружению и обращению взыскания на средства должника на счетах и вкладах и выдачи дубликатов исполнительного документа для обращения взыскания на соответствующие денежные средства должника, размещенные на нескольких счетах (как того требуют положения п. 6.1 Инструкции о проведении исполнительных действий), не требуется. Участники ИП, руководствуясь положениями ст. 13 Закона «О государственной исполнительной службе», стаьями 7, 111, 85 Закона, могут обжаловать: При этом стороны и другие участники ИП имеют право: Помимо обращения в суд, выдавший исполнительный документ, можно также обратиться с жалобой на действия (бездействие) государственного исполнителя к начальнику соответствующего отдела или в вышестоящий орган ГИС. При этом автор указывает, что подавая соответствующую жалобу, следует руководствоваться положениями ст. 85 Закона, и приводит перечень сведений, которые эта жалоба в обязательном порядке должна содержать. Такая жалоба рассматривается в десятидневный срок, после чего начальник отдела ГИС выносит постановление об удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении, которое также в десятидневный срок может быть обжаловано в вышестоящем органе ГИС или в суде. Здесь О. Беликов обращает внимание на то, что жалобы, поданные без соблюдения требований ч. 2 ст. 85 Закона, рассматриваются начальником отдела государственной исполнительной службы в порядке, определенном Законом «Об обращениях граждан». Ссылаясь на положения ст. 86 Закона, автор говорит о возможности для взыскателя обратиться в суд с иском к юридическому лицу, которое обязано было взыскать с должника средства по исполнительному документу и не осуществило этого по своей вине. В данном случае взыскатель освобождается от уплаты госпошлины, а, как указано в постановлении Пленума ВСУ от 26.12.2003 г. № 14 «О практике рассмотрения судами жалоб на решения, действия или бездеятельность органов и должностных лиц государственной исполнительной службы и обращений участников исполнительного производства», убытки, причиненные государственным исполнителем юридическим лицам при осуществлении ИП, возмещаются за счет государства. В завершение публикации О. Беликов указывает, что контроль за своевременностью, правильностью, полнотой исполнения решений государственным исполнителем осуществляют начальник отдела ГИС, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, и руководитель высшего звена, а также приводит краткий перечень их полномочий. Говоря о проверке законности ИП, автор называет лиц, ее осуществляющих, и очерчивает пределы их компетенции. При этом автор отмечает, что проверка законности ИП может осуществляться по поручению должностного лица, по собственной инициативе или при рассмотрении жалобы на постановление начальника подчиненного органа ГИС, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) государственного исполнителя, других должностных лиц государственной исполнительной службы. Проверка законности ИП проводится в течение 10 рабочих дней, а сводного исполнительного производства – в течение 15 рабочих дней после поступления истребованного исполнительного производства. «На время проверки исполнительное производство может быть приостановлено должностным лицом, его истребовавшим, о чем указывается в постановлении. О результатах проверки ИП должностным лицом, его истребовавшим, выносится постановление, являющееся обязательным для исполнения государственными исполнителями и подчиненными должностными лицами ГИС». Прежде чем поставить точку, О. Беликов дает практические рекомендации кредитору, оказавшемуся в ситуации, непосредственно описанной в вопросе, но с оговоркой, что они являются «чисто условными»… | |
Просмотров: 815 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |