Вторник, 14.05.2024, 08:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » Мои файлы

Договоры, которые касаются перевозки
13.06.2009, 01:11

Экономику какого-нибудь государства тяжело представить без транспортных услуг. При этом важной является перевозка грузов, багажа и пассажиров. Независимо от объема услуг и ответственности сторон, результат, которого хотят достичь стороны, – перемещение товарно-материальных ценностей или людей. Остановимся на характеристике договоров, за которыми осуществляются такие перемещения.


Все услуги, связанные с перемещением грузов, можно разделить на четыре группы. Такое деление даст нам возможность определить определенный вид правочину, который будет регулировать отношения между сторонами. Схематически это может быть представлен таким образом:

Договор перевозки гружу, пассажиров, багажа и почты

Перевозку гружу, пассажиров и багажа осуществляется транспортом, который во всех своих разновидностях является частью единственной транспортной системы Украины. В соответствии с статьей 21 Закона Украины «О транспорте» от 10 ноября 1994 г. № 232/94-ВР единственных транспортных систем Украины составляют:

• транспорт общего пользования (железнодорожный, морской, речной, автомобильный и авиационный, а также городской электротранспорт, в том числе метрополитен);

• промышленный железнодорожный транспорт;

• ведомственный транспорт;

• трубопроводный транспорт;

• пути сообщения общего пользования.

Единственная транспортная система должна отвечать требованиям общественного производства и национальной безопасности, иметь разветвленную инфраструктуру для предоставления всего комплекса транспортных услуг, в том числе для складирования и технологической подготовки грузов к транспортировке, обеспечивать внешнеэкономические связи Украины.

Правовая база, за которой осуществляется регуляция отношений, которые возникают при перемещении грузов, багажа и пассажиров, соединяет разные нормативные акты и документы. Это свидетельствует о многогранности указанных отношений и о незаурядной профессиональной подготовке специалистов, что решили начать данные отношения.

В соответствии с статьей 908 ЦКУ перевозки гружу, пассажиров, багажа, почты осуществляется по договору перевозки, заключение которого является обязательным. Перевозка осуществляется в соответствии с общими правилами перевозки и специальных условий.

Гражданским кодексом и другими законами, транспортными кодексами (уставами), другими правовыми нормативно актами и правилами, которые выдаются в соответствии с ними, устанавливаются общие правила перевозки.

Условия перевозки гружу, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон относительно этих перевозок устанавливаются договором, если другое не установлено этим Кодексом, законами Украины, транспортными кодексами (уставами), другими правовыми нормативно актами и правилами, которые выдаются в соответствии с ними.

Кроме условий перевозки, установленных нормативными актами, такие условия могут устанавливаться так же и договором перевозки.

В соответствии с статьей 909 Гражданского кодекса Украины по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязывается доставить доверенный ей второй стороной (отправителем) груз к пункту назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение груза (получателю), а отправитель обязывается оплатить за перевозку груза установленную плату. Такой договор должен быть заключен в письменной форме, а его заключение должно быть подтверждено складнем транспортной накладной (коносамента или другого документа, установленного транспортными кодексами, или уставами).

По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязывается перевезти вторую сторону (пассажира) к пункту назначения, а в случае сдачи багажа – также доставить багаж к пункту назначения и выдать его лицу, которое имеет право на получение багажа, а пассажир обязывается оплатить установленную плату за проезд, а в случае сдачи багажа – за его провоз.

Заключение договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей билета и багажной квитанции, формы которых установлены транспортными кодексами (уставами).

Особенным видом договора перевозки является договор перевозки в прямом смешанном соединении. В этом случае перевозки груза, пассажиров, багажа, почты осуществляется несколькими видами транспорта за единственным транспортным документом.

Кроме того, перевозчик и грузовладелец (владелец) в случае необходимости осуществления систематических перевозок могут заключить долгосрочный договор. За ним перевозчик обязывается в установленные сроки принимать, а грузовладелец (владелец) – передавать для перевозки груз в установленном объеме. В долгосрочном договоре перевозки груза отмечаются объем, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и передачи гружу для перевозки, порядок расчетов, а также другие условия перевозки.

Если из закона, других правовых нормативно актов или лицензии, выданной юридическому лицу, выплывает, что она должна осуществлять перевозку груза, пассажиров, багажа, почты за обращением какого-нибудь лица, такая перевозка будет считаться перевозкой транспортом общего пользования. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Нормативные акты, которые регулируют перевозку:

• Воздушный кодекс от 4 мая 1993 г. № 3167-XII.

• Кодекс торговой мореходности Украины от 23 мая 1995 г. № 176/95-ВР.

• Водный кодекс Украины от 6 июня 1995 г. № 213/95-ВР.

Законы Украины:

«О присоединении Украины к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года и Протокола 1976 года к ней» от 15 июля 1994 г. № 115/94-ВР.

«Об участии Украины в Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП 1975 года)» от 15 июля 1994 г. № 117/94-ВР.

«О транспорте» от 10 ноября 1994 г. № 232/94-ВР.

«О трубопроводном транспорте» от 15 мая 1996 г. № 192/96-ВР.

«О железнодорожном транспорте» от 4 июля 1996 г. № 273/96-ВР.

«О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа» от 8 апреля 1999 г. № 581-XIV.

«О перевозке опасных грузов» от 6 апреля 2000 г. № 1644-III.

«Об автомобильном транспорте» от 5 апреля 2001 г. № 2344-III.

«О почтовой связи» от 4 октября 2001 г. № 2759-III.

«О присоединении Украины к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТІФ)» от 5 июня 2003 г. № 943-IV.

«О городском электрическом транспорте» от 29 июня 2004 г. № 1914-IV.

«О транспортно-экспедиторской деятельности» от 1 июля 2004 г. № 1955-IV.

• Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Устава железных дорог Украины» от 6 апреля 1998 г. № 457.

Приказы Министерства транспорта Украины:

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, вантажобагажу и почты железнодорожным транспортом Украины» от 28 июля 1998 г. № 297.

«Об утверждении отдельных разделов Правил перевозки грузов» от 21 ноября 2000 г. № 644.

Напомним, что публичным является договор, в котором одна сторона – предприниматель взяла на себя обязательство осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится. Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому за законом предоставленные соответствующие льготы. Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим относительно заключения публичного договора, если другое не установлено законом. Он также не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг). В случае необоснованного отказа предпринимателя от заключения публичного договора он должен возместить убытки, нанесенные потребителю таким отказом.

Актами гражданского законодательства могут быть установлены правила, обязательные для сторон при заключении и выполнении публичного договора. Да, статьей 4 Закона Украины «О городском электрическом транспорте» от 29 июня 2004 г. № 1914-IV установлено, что оплата транспортных услуг проводится непосредственно пассажирами и заказчиком. Право на пользование транспортными услугами предоставляют приобретенный разовый билет, закомпостированный абонементный талон, проездной билет длительного пользования, карточка или удостоверение, что дает право на льготный проезд согласно с законодательством. Перевозчик не имеет права отказываться от льготных перевозок, кроме случаев, предусмотренных законами.*

Другим примером указанного нормативного акта является приказ Министерства транспорта и связи Украины от 10 августа 2004 г. № 712, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 19 августа 2004 г. за № 1029/9628, которым утверждены Правила пользования Харьковским метрополитеном.

Договор чартера (фрахтование)

По договору чартера (фрахтование) одна сторона (фрахтівник) обязывается предоставить второй стороне (фрахтувальникові) за плату всю или часть вместимости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов для перевозки гружу, пассажиров, багажа, почты или с другой целью, если это не противоречит закону и другим правовым нормативно актам. Порядок заключения договора чартера (фрахтование), а также форма этого договора устанавливаются транспортными кодексами (уставами).

Да, в соответствии с статьей 203 Кодекса торговой мореходности по договору фрахтования судна на определенное время судовладелец обязывается за обусловленную плату (фрахт) предоставить судно фрахтувальнику для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торговой мореходности на определенное время.

Действующее законодательство устанавливает два вида фрахтования морских судов:

• тайм-чартер – это фрахтование судна, за условиями которого судно должно быть укомплектовано экипажем;

• бербоут-чартер – фрахтование, за условиями которого судно не снаряжается и не укомплектовывается экипажем.

Договор фрахтования судна на определенное время должен быть заключен в письменной форме. Наличие и содержание договора фрахтования судна на определенное время могут быть доведены исключительно письменными доказательствами. В договоре фрахтования судна на определенное время должны быть отмечены наименования сторон договора, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и тому подобное), район плавания, цель фрахтования, размер фрахта, срок действия договора, место принятия и сдача судна.

В соответствии с статьей 61 Воздушного кодекса Украины чартерная воздушная перевозка выполняется на основании договора чартера (фрахтование воздушного судна), за которым одна сторона (фрахтівник) обязывается предоставить другой стороне (фрахтувальнику) за плату всю вместимость одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты или с другой целью, если это не противоречит действующему законодательству Украины.

Договор найма (аренды) транспортного средства

На первый взгляд данный договор может сдаться подобным к договору чартера (фрахтование). Однако между ними есть определенное отличие. Согласно с статьей 798 ЦКУ предметом договора найма транспортного средства могут быть воздушные, морские, речные суда, а также наземные самоходные транспортные средства и тому подобное. Следовательно, при заключении договора найма транспортного средства наймодавець передает нанимателю транспортное средство. Что же касается договора чартера (фрахтование), то в соответствии с статьей 912 ЦКУ фрахтувальник получает не транспортное средство, а лишь всю или часть вместимости в одном или нескольких транспортных средствах на один или несколько рейсов.

В некоторых случаях, установленных транспортными кодексами (уставами), фрахтувальник имеет право заключить самостоятельный договор фрахтования. В отличие от него, наниматель транспортного средства самостоятельно осуществляет использование транспортного средства в своей деятельности и имеет право без согласия наймодавця заключать от своего имени договоры перевозки, а также другие договоры в зависимости от назначения транспортного средства, в том числе договоры фрахтования.

Как и в договоре фрахтования, договором найма транспортного средства может быть установлено, что он передается в наем с экипажем, который его обслуживает, или без экипажа. Кроме того, стороны договора найма могут договориться о предоставлении наймодавцем нанимателю комплекса услуг для обеспечения надлежащего использования транспортного средства.

Статьей 799 ЦКУ установлена обязательная письменная форма договора найма транспортного средства. Кроме того, в случае, если стороной такого договора является физическое лицо, договор подлежит нотариальному удостоверению.

Договор транспортного экспедирования

Гражданский кодекс Украины в новой редакции предусматривает новый правочин – договор транспортного экспедирования, который в полном объеме не изложенный в предыдущем ЦК УССР. По этому договору одна сторона (экспедитор) обязывается за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой гружу. Стороны договора транспортного экспедирования могут определить вид транспорта и маршрут, за которым будет осуществлен перевозка груза. Кроме того, этим договором может быть положен обязательство на экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки гружу, обеспечить отправление и получение груза, а также другие обязательства, связанные с перевозкой. Эти услуги являются основными по данному договору.

К дополнительным услугам в рамках отношений транспортного экспедирования законодатель относит другие услуги, необходимые для доставки гружу, а именно: проверку количества и состояния гружу, его загрузки и выгрузки, уплату мыта, собраний и расходов, положенных на клиента, хранение гружу к его получению в пункте назначения, получение необходимых для экспорта и импорта документов, выполнение таможенных формальностей и тому подобное.

Специальным нормативным актом в сфере отношений относительно транспортного экспедирования является Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 1 июля 2004 г. № 1955-IV. Статья 8 этого Закона предусматривает, что экспедиторы предоставляют клиентам услуги в соответствии с требованиями законодательства Украины и государств, территорией которых транспортируются грузы, согласно с перечнем услуг, определенным в правилах осуществления транспортно-экспедиторской деятельности, а также другие услуги, определенные по договоренности сторон в договоре транспортного экспедирования. Такие услуги предоставляются в разе: экспорта и импорта в Украину; внутренних перевозок и транзита территорией Украины или других государств. К услугам экспедитора указанный Закон относит:

• обеспечение оптимального транспортного обслуживания, а также организацию перевозки грузов разными видами транспорта территорией Украины и иностранных государств, кроме трубопроводного транспорта, согласно с условиями договоров (контрактов), заключенных в соответствии с требованиями Международных правил относительно толкования сроков «Инкотермс»;

• фрахтование национальных, иностранных судов и привлечение других транспортных средств, а также обеспечение их прибытия в порты, на железнодорожные станции, составы, терминалы или другие объекты для своевременного отправления грузов;

• осуществление работ, связанных с принятием, накоплением, измельчением, доработкой, сортировкой, складированием, хранением, перевозкой грузов;

• ведения учета поступления и отправления грузов из портов, железнодорожных станций, составов, терминалов или других объектов;

• организацию охраны грузов во время их перевозки, перевалки и хранения;

• организацию экспертизы грузов;

• оформление транспортной товарно документации и ее рассылки за принадлежностью;

• предоставление в установленном законодательством порядке участникам транспортно-экспедиторской деятельности заявки на отправление грузов и наряда на отгрузку;

• обеспечение выполнения комплекса мероприятий по отправлению грузов, которые поступили в некондиционном состоянии, с нехваткой, в поврежденной, непрочной, нестандартной упаковке или такой, что не отвечает требованиям перевозчиков;

• осуществление страхования грузов и своей ответственности;

• обеспечения подготовки и дополнительного оборудования транспортных средств и грузов согласно с требованиями правовых нормативно актов относительно деятельности соответствующего вида транспорта;

• обеспечение оптимизации движения материальных потоков от грузоотправителя к грузополучателю с целью достижения минимального уровня расходов;

• осуществление расчетов с портами, транспортными организациями за перевозку, перевалку, хранение грузов;

• оформление документов и организация работы в соответствии с таможенными, карантинными и санитарными требованиями;

• предоставление подготовленного транспорта, который имеет дополнительное оборудование согласно с требованиями, предусмотренными законодательством;

• предоставление других вспомогательных и сопутствующих перевозкой транспортно-экспедиторских услуг, что предусмотрены договором транспортного экспедирования и не противоречат законодательству.

Функции экспедитора может выполнять и перевозчик по договору перевозки. В этом случае заключается так называемый смешанный договор, что содержит в себе элементы как договора перевозки, так и договора транспортного экспедирования.

Договор транспортного экспедирования заключается в письменной форме. При этом в случаях, когда условиями договора предусмотрено совершение экспедитором действий от имени клиента, последний должен выдать экспедитору доверенность.

Транспортная экспедиция считается вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза.

Субъектами отношений перевозки грузов являются перевозчики, грузоотправители и грузополучатели.

Статья 307 ГКУ определяет, что договор перевозки гружу – это договор, за которым одна сторона (перевозчик) обязывается доставить вверенный ей второй стороной (грузоотправителем) груз к пункту назначения в установленный законодательством или договором срок и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязывается оплатить за перевозку груза установленную плату. Кроме того, ГКУ возлагает на перевозчика обязанность обеспечивать грузоотправителей бланками перевозочных документов согласно с правилами осуществления соответствующих перевозок.

Хозяйственный кодекс устанавливает специальные названия для долгосрочных договоров перевозки в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка:

долгосрочный – на железнодорожном и морском транспорте,

навигационный – на речном транспорте (внутреннем флоте),

специальный – на воздушном транспорте,

годовой – на автомобильном транспорте.

Относительно договора транспортного экспедирования ГКУ устанавливает особенность, в соответствии с которой плата по договору транспортного экспедирования осуществляется по ценам, что определяются главой 21 этого Кодекса. Статья 189 ГКУ отмечает, что цена является существенным условием хозяйственного договора и указывается в договоре в гривнях. Лишь во внешнеэкономических договорах (контрактах) цены могут определяться в иностранной валюте при согласии сторон.

При заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора в соответствии с статьей 180 ГКУ.

Категория: Мои файлы | Добавил: vaso
Просмотров: 1355 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: