Вторник, 14.05.2024, 12:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Файлы » Мои файлы

Как обжаловать административный штраф
13.06.2009, 01:13

Часто по итогам встречи с каким-то контролирующим органом предпринимателю «выписывают» административный штраф. Причем кое-где несправедливо, а иногда даже неправомерно. Когда что-то происходит несправедливо или неправомерно, мы жалуемся.
Как правильно обжаловать решение относительно административного штрафа, читайте в этой публикации.


Особенности применения административного штрафа

Обжалование, очевидно, может дать позитивный эффект, лишь если для нас (как жалобщиков) является очевидной (видной) разница между тем, что состоялось фактически, и тем, как должно состояться согласно с законом.

В связи с этим, прежде чем говорить об обжаловании административных штрафов, наведем немного теории об административной ответственности (административный штраф является одним из проявлений этой ответственности).

Какое место занимает админответственность в «системе наказания», когда ее применяют, как ее применяют (должны применять) и с какой целью? Узнав ответы на эти вопросы, можно будет «пускаться» в обжалование – если на то будет повод.

В первую очередь, административную ответственность следует отличать от других видов ответственности – от хозяйственно-правовой (в том числе административно-хозяйственных санкций 1), от криминальной, дисциплинарной, гражданско-правовой и тому подобное. То есть админответственность – это отдельный институт, который действует за своими, четко определенными правилами. И правила эти определенно Кодексом Украины об административных правонарушениях (КПАП) и законами Украины.

( 1 Административно-хозяйственные санкции соединили в себе (с появлением Хозяйственного кодекса Украины) налоговые штрафы, штрафы за нарушение дисциплины цен, штрафы за нарушение в сфере наличного обращения и тому подобное (см. «Собственное Дело», 2004, № 11, с. 11).)

Админответственность (в том числе админштраф) применяется тогда, когда установлен административный проступок. Цель притягивания к админответственности – применив к лицу 2, которая совершила адмінпроступок, репрессивные мероприятия (от предупреждения к конфискации и административному аресту), перевоспитывать ее: в том числе принудить придерживаться требований закона и воздерживаться от совершения новых нарушений.

( 2 Админштраф налагается лишь на физических лиц, к юридическому лицу админштраф применить нельзя.)

Согласно с ст. 9 КПАП административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (преднамеренная или неосторожная) действие или бездеятельность, которая посягает на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления 3 и за которую законом предусмотрена административная ответственность.

( 3 Подавляющая часть адмінпроступків в сфере предпринимательства посягает именно на установленный порядок управления.)

То есть для того, чтобы действие (бездеятельность) можно было назвать административным проступком и соответственно наложить штраф, нужно, чтобы одновременно придерживались такие требования:

– действия (бездеятельность) лица являются противоправными;

– действия (бездеятельность) лица есть виновные;

КПАП или другим законом Украины (но не документом меньшей юридической силы) за такое действие (бездеятельность) предусмотрена административная ответственность.

Объясним приведенное выше простыми словами.

О противоправности можно говорить лишь в том случае, если с КПАП или из другого закона Украины выплывает, что определенное действие (бездеятельность) является именно административным проступком.

Относительно вины, то она характеризует психическое отношение правонарушителя к деянию, которое он делает, и последствиям, которые возникают через это деяние. Вина может проявляться в двух формах – намерения или неосторожности. Намерение – когда знаешь, что совершаешь нарушение, предусматриваешь его вредные последствия и желаешь их наступления или сознательно допускаешь их наступление. Например, незаключение трудового договора с работником: знаешь, что заключать нужно, предусматриваешь, что работнику не будут предоставляться установленные ему законом блага, этого и желаешь. Неосторожность – это когда:

– предусматриваешь вредные следствия своего действия (бездеятельности), но легкомысленно рассчитываешь на их предотвращение («понадеялся на как попало»);

– не предусматриваешь вредных следствий своего действия (бездеятельности), хотя должен и можешь их предусматривать (не знал, что нужно подавать декларацию, но должен и мог знать).

Если в нашем действии (бездеятельности) нет противоправности или вины или законом не предусмотрена административная ответственность за нее, наказать админштрафом нас не могут.

Следующая важная деталь: у КПАП предусмотрены обстоятельства, которые исключают административную ответственность «нарушителя». Это крайняя необходимость (ст. 18 КПАП), необходимая оборона (ст. 19 КПАП) или состояние неподсудности (ст. 20 КПАП).

Идем дальше. Админштрафы успешно подлежат обжалованию, когда во время их наложения были допущены нарушения, связанные с составлением протокола о совершении административного правонарушения.

В каждом конкретном случае выявление правонарушения уполномочено на то должностное лицо или представитель соответствующего органа обязан составить протокол о совершении административного правонарушения. Исключения составляют частные случаи, перечисленные в статье 258 КПАП, но исключения эти действуют лишь тогда, когда лицо, что привлекается к ответственности, со всем согласно, если не согласна, в этих случаях также должен складываться протокол.

Протокол – это документ, что официально удостоверяет факты неправомерных действий, за которые предусмотрена административная ответственность, и содержит данные о лице, которое совершило их.

Именно протокол является основанием для рассмотрения и вынесения решения по делу об административном правонарушении. Без протокола ни о каком начислении админштрафа не может и идет речь (кроме отмеченных выше исключений).

В ст. 255 КПАП четко очерчен круг лиц, которые имеют полномочие составлять протоколы о конкретном административном проступке с точным указанием соответствующей статьи нормативного источника. Кроме КПАП, уполномочить на составление протокола определенную лицо может лишь закон Украины. В том случае, если проступок выявлен лицом, которое не имеет права на составление протокола, она ставит это в известность того, кто может принять соответствующие меры.

Протокол складывается в двух экземплярах, подписывается лицом, которое составило его, правонарушителем, а также свидетелями или пострадавшими (если они есть).

В том случае, если обвиняемый отказывается подписывать протокол, в нем делается соответствующая запись. При этом он имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, а также выложить мотивы своего отказа от его подписания, которые добавляются к протоколу, с соответствующей пометкой в нем (самый надежный способ – на обратной стороне бланка протокола).

Один экземпляр протокола остается у предпринимателя, другой – передается в орган, уполномоченный рассматривать дело об административных правонарушениях в соответствии с его компетенцией.

Следующий важный момент – большое значение при наложении административных штрафов имеют сроки давности. Однако часто через незнание законодательства эти сроки нарушаются, что по большей части приводит к неправомерному взысканию из предпринимателей штрафов за «старые правонарушения».

В действительности для привлечения к административной ответственности установлен срок, что равняется двум месяцам от дня совершения правонарушения (при длящемся правонарушении – от дня его выявления), по окончании которых возможность накладення административного взыскания исключается.

Сделано это для того, чтобы нарушитель осознавал связь между нарушением и неминуемым наказанием. Предусматривается, что если после нарушения минет больше времени, воспитательный эффект уже не будет достигнут. Взыскание лишь заострит напряженность в отношениях нарушителя с государством. Показательной в этом случае является аналогия с детьми – например, если ребенку, который разбил вазу, даты пинка только на следующий день, вреда от этого будет больше, чем пользы.

Что такое длящееся правонарушение? Длящееся правонарушение проявляется в длительном невыполнении обязанностей, за несоблюдение которых установлена административная ответственность. Такое правонарушение может длиться до той поры, пока сам предприниматель не прекратит его, поступив согласно с законом, или факт правонарушения не будет выявлен компетентным органом (например, ст. 165 1 КПАП – уклонение от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков обязательных страховых взносов и нарушения порядка вычисления и уплаты взносов на пенсионное страхование).*

Статьей 38 КПАП предусмотрен и особенный случай накладення административного взыскания, когда во время рассмотрения уголовного дела оказывается отсутствие состава преступления, но есть все признаки совершения административного проступка. В этих случаях прокурор, следственный, орган дознания или судья отказывают в возбуждении уголовного дела или прекращают ее и направляют материалы о правонарушении в соответствующий орган (должностного лица) для привлечения виновного к административной ответственности. Административное взыскание в этом случае может быть наложено не позже чем за месяц из дня принятия решения относительно отказа в возбуждении уголовного дела или о ее закрытии.

Пропуск установленных сроков означает, что наложение административного штрафа за это нарушение становится невозможным.

Так же как и составить протокол об административном проступке, «начислить» штраф (принять постановление о наложении административного взыскания) может не каждый, а исключительно должностное лицо уполномоченного на то органа, причем лишь в пределах предоставленных ей законом полномочий. С учетом этого в КПАП перечислено органы и лица, которые пользуются правом административной юрисдикции (судопроизводства), определена подведомственность им дел об административных правонарушениях, четко зафиксированы виды взысканий, применение которых принадлежит к их полномочиям.

Относительно последовательности осуществления процедуры осуществления по делам об административных проступках, то она выглядит так.

После того как составлен протокол, его, а также изъятые документы (предметы) передают в орган, уполномоченный рассматривать дело об административных правонарушениях, для нарушения осуществления в деле о правонарушении. Дело должно рассматриваться в присутствии «обвиняемого». Без него дело рассматривается, лишь когда есть данные о своевременном его сообщении о месте и времени рассмотрения дела, но он не появился (при этом от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела).

По рассмотрении дела уполномоченным служебным лицом выносится постановление о наложении административного взыскания (либо о прекращении осуществления в деле, либо о возбуждении уголовного дела).

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления на протяжении 3-х дней вручается или высылается лицу, относительно которой она вынесена.

Если какой-нибудь из вышеприведенных пунктов порядка накладення штрафов был нарушен, либо протокол составлен (принято постановление) не правомочным на то лицом, либо есть другие подтверждения неправомерности накладення админштрафа, предприниматель может подать жалобу о его отмене.

Порядок обжалования постановления

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжалована лицом, относительно которой она вынесена, а также пострадавшим.

Право на обжалование постановления – одна из важнейших гарантий защиты прав личности, которая привлекается к административной ответственности, а также пострадавшего. Это форма проверки законности та обґрунтованості принятого по делу постановления, самого быстрого исправления припущених ошибок, выявления недостатков в работе органов, которые рассматривают дело об административных правонарушениях.

Общий порядок обжалования административных штрафов содержится в статьях 287–297 главы 24 КПАП.

Рассмотрим его основные положения.

Жалоба должна быть подана на протяжении 10 дней от дня вынесения постановления (согласно с статьей 289 КПАП).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжалован:

1) постановление административной комиссии – к исполнительному комитету соответствующего совета (а затем, по желанию, к суду) или к районному, районному в городе, городского или міськрайонного суда, решение которого является окончательным;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета – в соответствующий совет (а затем, по желанию, к суду) или к районному, районному в городе, городского или міськрайонного суда, решение которого является окончательным;

3) постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания – в более высокий за уровнем орган (более высокого за уровнем должностного лица) (а затем, по желанию, к суду) или к районному, районному в городе, городского или міськрайонного суда, решение которого является окончательным;

4) постановление районного, районного в городе, городского или міськрайонного суду в общем случае является окончательной и обжалованию не подлежит. Исключение составляют случаи, отмеченные в статье 294 КПАП (о них будет идти речь ниже) – когда постановление суда может быть упразднена или изменена председателем более высокого за уровнем суда или за протестом прокурора самим судьей, который вынес постановление.

Жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении, если другое не установлено законодательством Украины. Жалоба, что поступила, на протяжении 3-х суток посылается вместе с делом органа (должностному лицу), правомочному ее рассматривать.

Лицо, которое обжаловало постановление об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.

Представление жалобы прекращает выполнение постановления о наложении административного взыскания к рассмотрению жалобы.

Приостановка постановления о наложении административного взыскания заключается в отсрочке его выполнения.

Распоряжение о приостановке взыскания могут выдать лишь те должностные лица, которых наделено правом принимать такие постановления.

Причем приостановка может касаться как всего постановления в целом, так и какой-нибудь ее части (например, дополнительного взыскания).

Суть рассмотрения жалобы или протеста заключается в обязанности органа или должностного лица проверить законность та обґрунтованість принятого постановления. Одним из главных пунктов такой проверки является вопрос относительно компетентности органа (должностного лица) рассматривать конкретное дело и применять то или другое мероприятие взыскания.

Проверяющий обязанный установить вину лица в осуществлении административного правонарушения, проверить законность та обґрунтованість составление протокола. Необходимо исследовать все доказательства по делу: объяснение свидетелей, пострадавшего, выводы экспертов и тому подобное.

Также следует проверить:

– был ли соблюден порядок притягивания лица к административной ответственности;

– не пропущены ли сроки, установленные для рассмотрения дела;

– выполнено ли требование закона относительно обязательного присутствия лица при рассмотрении ее дела и своевременного сообщения этого лица о месте и дате рассмотрения дела.

По результатам рассмотрения жалобы выносится окончательное решение об освобождении от уплаты штрафа или, напротив, об уплате его в установленные сроки.

Дальше подробнее рассмотрим особенности наложения и обжалования административных штрафов представителями разных государственных органов.

Налоговики и адмінправопорушения в налоговой сфере

Большинство административных штрафов в налоговой сфере, в сфере наличных расчетов, обращения алкогольных напитков и табачных изделий сегодня налагается судами. То есть постановления (решение) по делам о соответствующих правонарушениях выносят суды (не хозяйственные, а общей юрисдикции). С учетом норм Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству лица, правовую помощь, защиту)» от 12.01.2005 г. № 2322-IV налоговикам «на откуп» почти ничего не осталось.

Перечислим эти правонарушения.

Статья

Состав административного проступка

Кто штрафует

163 1 КПАП

Отсутствие налогового учета, нарушения руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе неподачи или несвоевременное представление аудиторских выводов, представление которых предусмотрено законами Украины

Суд

163 2 КПАП

Неподача или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и собраний (обязательных платежей) (частных предпринимателей, как и ранее, не касается)

Суд

163 3 КПАП

Невыполнение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения НБУ, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы, перечисленных в пунктах 5 – 8 части первой статьи 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» (частных предпринимателей, как и ранее, не касается – предприниматель не является должностным лицом**)

Суд

163 4 КПАП

Несодержания или неперечисления в бюджет сумм налога из доходов физических лиц при выплате физическому лицу доходов, перечисления налога из доходов физических лиц за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), несообщение или несвоевременное сообщение государственным налоговым инспекциям за установленной формой сведений о доходах граждан

Суд

164 КПАП

Осуществление деятельности без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, что содержит признака предпринимательского, или осуществления без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, что подлежат лицензированию в соответствии с законом

Суд

164 1 КПАП

Неподача или несвоевременное представление деклараций о доходах или включения к декларации перекрученных данных, неведение учета или неподобающее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета

Налоговый орган

155 1 КПАП

Нарушения установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Суд

164 5 КПАП

Хранение или транспортировка алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет должным образом размещенных марок акцизного сбора, или с поддельными или фальсифицированными марками акцизного сбора должностными лицами предприятий-производителей, импортеров и продавцов этих товаров.

Незаконное хранение марок акцизного сбора

Суд

177 2 КПАП

Изготовление, приобретение или хранение с целью реализации фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий, а также изготовление, приобретения или хранения с целью реализации или использования по назначению оборудования для изготовления фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий.

Реализация фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий, а также оборудование для их изготовления

Суд

Следовательно, постановления (решение) относительно большинства из перечисленных нарушений выносит суд.

Выше уже отмечалось, что в общем случае постановление районного, районного в городе, городского или міськрайонного суда является окончательной и обжалованию не подлежит – за исключением случаев, отмеченных в статье 294 КПАП (когда постановление суда может быть упразднен или изменен председателем более высокого за уровнем суда или за протестом прокурора самим судьей, который вынес постановление).

Следовательно, из перечисленного выше можно обжаловать постановления за всеми адмінпроступками, кроме установленных статьей 164 1 КПАП. Последние можно обжаловать в более высоком за уровнем налоговом органе или в суде.

Относительно обжалования в налоговом органе, то рассмотрение жалоб налогоплательщиков на постановления о наложении административных взысканий осуществляется в соответствии с общим Положением о порядке представления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков государственными налоговыми администрациями, утвержденного приказом ДПАУ от 11.12.96 г. № 29, с изменениями и дополнениями (см. «ВД», 2004, № 13).

Дополнительным требованием отмеченного положения является предоставление при обжаловании: ксерокопии акта проверки, протокола об административном правонарушении и постановлениях в деле об административном правонарушении, решения, принятого из рассмотрения жалобы на такое постановление (в случае повторного обжалования).

Жалоба на постановление в деле об административном правонарушении подается в орган государственной налоговой службы, должностное лицо которой вынесло это постановление. Жалоба, что поступила, регистрируется на протяжении 3 суток и посылается вместе с делом в более высокий за уровнем орган ДПС (должностного лица, правомочного ее рассматривать).

Для представления жалобы действует общий срок – 10 дней от дня вынесения постановления. Жалобы, поданные с опозданием, органы государственной налоговой службы не рассматривают (за исключением пропуска установленного срока по уважительной причине).

На рассмотрение жалобы отведен десятидневный срок от дня ее поступления.

В положении также определены права заявителя относительно представления и рассмотрения жалобы.

Лицо, которое направило жалобу на постановление органа государственной налоговой службы, имеет право:

1) лично выложить аргументы лицу, которое проверяет жалобу, и принимать участие в ее проверке;

2) ознакомиться с материалами проверки;

3) подавать дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом налоговой службы, что рассматривает жалобу;

4) быть собравшимися при рассмотрении жалобы;

5) пользоваться услугами адвоката или уполномоченного представителя, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

6) получить письменный ответ относительно результатов рассмотрения жалобы;

7) выкладывать устно или в письменном виде требование относительно соблюдения тайны рассмотрения жалобы;

8) требовать возмещения убытков, если они стали следствием неправомерных решений;

9) отзывать или аннулировать поданную жалобу в какое-нибудь время к принятию решения по результатам рассмотрения жалобы. Отозвание или аннулирование жалобы осуществляется по письменному заявлению лица, которое подало жалобу.

(Дальше будет)

Категория: Мои файлы | Добавил: vaso
Просмотров: 3700 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: