КАК НАДУВАЮТ В СУПЕРМАРКЕТАХ И в брендовых магазинах не брезгуют грубыми методами обмана покупателей
Супермаркеты перестали быть заграничным дивом, они давно и прочно вошли
в нашу повседневную жизнь. Удобные и вместительные тележки, изобилие
всевозможных товаров, обходительные продавцы — этот тип торговли
располагает и затягивает. К тому же некоторые сетевые магазины Иркутска
стали работать практически по оптовым ценам, что привлекает экономных
потребителей. Но и в этих серьезных магазинах действуют свои системы
обсчета и обмана покупателей. Корреспондент "СМ Номер один" собрал
целую копилку таких случаев жульничества, рассчитанных прежде всего на
невнимательного покупателя. Покупателю могут продать
некачественный, просроченный товар нескольких наименований. Часто это -
всевозможные консервы, компоты, джемы, заводские варенья, уже заведомо
приобретенные с "аварийным" сроком годности, - оптовым покупателям они
продаются с серьезной скидкой Все уловки супермаркетов рассчитаны прежде всего на невнимательного покупателя Банальный обвес — это всегда актуально
Самый простой способ обмана, к которому очень неравнодушны почти все
продавцы, — обвес. Но одно дело, когда обвешивают на Центральном рынке
с его давно подмоченной репутацией, а другое — в солидном брендовом
супермаркете. Тем не менее обвесы здесь случаются, и совершенно
по-хитрому — например, расфасованные в супермаркетах товары зачастую
оценивают не по массе нетто, а по массе брутто, т.е. покупатель платит
за вес упаковки по цене товара, упакованного в нее. Это часто
практикуют в тех супермаркетах города, которые торгуют не по оптовым
ценам, а рассчитаны на покупателя с хорошим достатком. Обращали
ли вы внимание, как красиво упакованы в таких магазинах фрукты и овощи?
Но пенопластовая подложка и пищевая пленка тоже дают лишний вес, хотя
он и минимален. Такой же нечестный привес дает и алюминиевая проволочка
на "попке" колбасы, которая по правилам должна срезаться. "Ну что эти
10—15 граммов?" — может возразить кто-то. Но за день в супермаркете
отовариваются сотни покупателей, а в выходные и праздничные дни еще
больше. Вот и считайте, какую прибыль дают алюминиевая проволочка и
пищевой пенопласт. Второй способ обвеса еще более груб. На
этикетке фасовщики просто пишут один вес и цену, тогда как в реальности
он опять же меньше на 20—50 граммов. Контрольные весы есть и в
супермаркетах, но я ни разу не наблюдала, чтобы кто-то перевешивал на
них купленный товар. Это вам не Центральный рынок, где отметиться у
контрольных весов считается чуть ли не хорошим тоном. Такой обвес
обычно практикуется на фасованных продуктах — сыре, буженине, фруктах,
овощах, мясной вырезке, рыбе. — С обвесом в супермаркете я
впервые столкнулась, когда покупала мясной фарш, — рассказывает
Наталья, домохозяйка. — Я заплатила ровно за килограмм, но дома
взвесила фарш на весах и обнаружила, что до кило не хватает 83 граммов.
У меня очень точные электронные весы, которые я купила, когда была
беременной. Никому ничего доказывать я не стала, мы живем в достатке,
но с тех пор дома всегда перевешиваю покупки, просто из интереса — а на
сколько меня надули на этот раз? Осетрина второй свежести — это выгодно
Допустим, в магазине вы видите рекламный щит — любимый вашими детьми
йогурт продают с 25-процентной скидкой. Вы не задумываетесь, за счет
чего делается эта скидка, а просто покупаете какую-нибудь "Растишку",
потому что сын слепо верит рекламе и мечтает быстрее подрасти. И вы
даже не потрудитесь разглядеть на коробочке срок годности, где указано,
что истекает он пару суток спустя, а может, уже сегодня, в день
продажи. Больше того, на уже тронутые тленом торты и прочие
кондитерские радости даже скидки не дают. С этим столкнулась бухгалтер
Алиса Васильевна: — Как-то я купила в супермаркете профитроли, их
в нашей семье обожают все. Когда вскрыла дома упаковку, то лакомство
показалось мне не очень свежим — профитроли были помятыми и как будто
подсохшими. Когда я навела пищевую пленку с наклеенным ценником на
свет, то увидела, что под ним есть еще один. Я очень аккуратно оторвала
второй вариант и на первоначальном увидела, что срок годности
профитролей два дня как истек. А ведь это продукт нежный, вареная
сгущенка портится быстро. В результате вся упаковка полетела в мусорное
ведро. Похожий случай произошел и с моей подругой, она покупала на день
рождения ребенка торты. Чтобы не загубить праздник, пришлось бросить
гостей и бежать в магазин, очень уж хотелось сыну задуть именинные
свечи. Таким образом, покупателю могут продать, точнее сказать —
впарить некачественный, просроченный товар нескольких наименований. Это
как всевозможные консервы, компоты, джемы, заводские варенья, уже
заведомо приобретенные с "аварийным" сроком годности (оптовым
покупателям они продаются с серьезной скидкой), так и фасованный товар
типа сыра, свежесть которого проверить нереально и полагаться
приходится только на собственный вкус, обоняние, зрение. Знакомые
недавно возмущались: "Представляешь, купили в одном супермаркете
перепелиные яйца, дома открыли коробочку, а на скорлупе налет, как на
очень старом продукте...Догадались посмотреть срок реализации на
коробочке — получилось, что срок кончился вчера. Но самое интересное,
что срок реализации указан немалый — 25 дней, а парой дней раньше
никаких перепелиных яиц в том магазине не было". Значит, эти яйца
попали на прилавок, когда срок годности товара был, что называется на
излете. Главный вопрос — откуда старые перепелиные яйца попали в
супермаркет? Из другого супермаркета этого же бренда? В итоге яйца были
отвезены обратно в магазин, их быстро приняли и вернули деньги. Аттракцион неслыханной наглости — обманы на кассе О, здесь существует целая серия надувательств!
Самый простой метод обмана — пробить в чеке товар, который вы не
покупали. Такой случай произошел со мной буквально пару недель назад.
Мы всегда закупаем продукты и средства гигиены сразу на пару недель. В
чеке обычно бывает до 50 наименований товара, соответственно и длина
чека просто фантастическая. После последнего похода в супермаркет,
внимательно вычитав дома чек, я обнаружила, что замороженные грибы
пробиты дважды. То есть 36 рублей я просто подарила кассиру. Вместо
трех пачек туалетного мыла указано четыре. Еще 12 рублей. Также
увеличено и число шоколадок. Прибавляем еще 17 рублей. В итоге семейный
бюджет от визита в супермаркет пострадал на 65 рублей. Сумма в общем-то
небольшая, но обидно. Получается, что никакой экономии от
прославленного супермаркета оптовых цен не получилось. Разница в ценах
между товарами, купленными в сетевом магазине, и продающимися на
соседней от дома ярмарке была как раз покрыта этими несчастными 65
рублями. Поговорив со знакомыми, я убедилась, что такое случается
не так уж редко, из чего можно сделать вывод — это целая система обмана
покупателей, выверенная и расчетливая. Например, вы покупаете пачку чая
весом 200 граммов. На кассе вам пробивают чай той же марки, но уже в
250-граммовой пачке. Или, еще хуже, — на ценнике вы видите одну цену и
именно она привлекает вас своей доступностью, а кассир совершенно нагло
пробивает на 10—20 процентов выше (насколько выше — это уж как повезет,
и порой разница между реальной ценой и кассирской очень велика). В эту же систему входит и подмена кода товара. Так нагло была обманута Лидия Ивановна, косметолог:
— Мой муж — любитель хорошего коньяка. Я решила сделать ему подарок на
23 февраля и выбрала в соседнем с домом супермаркете дорогой коньяк. В
придачу сделала еще некоторые покупки, в том числе и пепси-колу для
детей. Я быстро устаю в магазинах и потому бываю рассеянна на кассе. Но
и меня удивила цена моих покупок, она была выше запланированной
примерно на 500 рублей. Дома я внимательно вычитала чек и обнаружила,
что бутылку кока-колы мне пробили по цене коньяка. Я сразу же
отправилась в магазин и потребовала объяснений. Администратор (или
менеджер, я в них не разбираюсь) проверил базу данных — оказалось, что
коды пепси и коньяка различаются всего одной цифрой. Мне принесли
извинения, вернули деньги и даже сделали небольшой презент. Обман по-московски — имитация кражи
Этот способ не наш, московский, мне о нем рассказала подруга, живущая в
столице. Но ведь не исключено, что эта уловка докатится и до нас.
Кассир не пробивает покупателю одну единицу товара. Контролер на выходе
(в некоторых супермаркетах работает такая система защиты от воров)
проверяет чек и видит эту неоплаченную покупку; естественно, она
считается украденной. С вас требуют штраф — стоимость товара в тройном
размере. Часть штрафа идет в карман контролера как вознаграждение,
процентами от прибыли он делится с кассиром, обманувшим невнимательного
покупателя. Для тех, кто не желает быть надутым в супермаркете,
советы самые простые. Не комплексуйте, перевешивайте товар, проверяйте
срок его годности и внимательно наблюдайте за действиями кассира (как
правило, его операции отражаются на экране сканера). И всегда
проверяйте чек, не отходя от кассы! В этом случае разборки с
администрацией супермаркета обернутся в вашу пользу.
|